Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Много буков про страх

Всех, кого раздражают дилетантские копания в психологии и вопросах телесности, могут мимо пройти, потому что это оно. Я буду дилетантски разбирать свои ощущения насчет контакта, активного движения и чувства безопасности в танго.

Раньше я уже писала, что для меня вопрос страха в танго довольно болезненый. В отличие от других видов танца - народных, исторических или сольных - танго предлагает две очень сложных и необычных для нашей жизни задачи. Во-первых это довольно плотный тактильный контакт. Во-вторых это импровизация, то самое ведение-следование. Обе эти задачи эффективно создают чувство неуверенности и небезопасности в среднем непривычном человеке. Я сейчас попытаюсь объяснить, как я это чувствую и что по этому поводу думаю.
Контакт тут первичен. В обычной жизни мы (особенно женщины) друг друга трогаем очень мало. Мужчины хотя бы ежедневно несколько раз выполняют ритуальное пожимание рук друг с другом, у женщин же ритуальные объятия или поцелуи приняты далеко не везде, не "как правило". Поэтому для нас очень часто близкий и долгий телесный контакт возможен только с близкими людьми, семьей. Мы это ощущаем как "правильно", и, оказавшись в ситуации, когда надо долго близко контактировать с малознакомым человеком, закономерно впадаем в состояние неправильности и дискомфорта. Сознание убеждает нас, что всё идёт по плану, а подсознание встаёт торчком и обеспечивает телу зажим и стрессовые гормоны.
У меня эта проблема первое время казалась не решаемой. Я пришла в танго с мужем, и пока мы что-то делали вдвоём, было относительно нормально. Но как только я попадала в руки к преподавателю, я моментально впадала в панику, а моё тело становилось примерно как доска. Именно из-за страха физического контакта. Добавим к этому, что я внезапно начала бояться людей выше себя ростом (внезапно - потому что в детстве я занималась конным спортом и лет до двадцати на комплекцию собеседника вообще внимания не обращала).
В момент, когда мы пришли заниматься к Фролу, я уже почти решила всё это бросать. Мне было слишком тяжело от себя самой вот в этом дерганном состоянии. Фрол первое время на меня производил действие ошеломляющее: я натурально морозилась. Едва шагала, дергалась от звука его голоса и пару раз наладилась помереть от тахикардии. Пульс не мерила, но по ощущениям было больше 120 в покое.
Тогда мне с этой проблемой очень помогли два человека. Во-первых, К., который по каким-то одному ему известным причинам стал меня на милонгах иногда приглашать. Он, очевидно, очень раскрепощенный физически человек, и при этом очень добрый и внимательный. Заметить, что я в объятии превращаюсь в бревнышко от ужаса, было несложно. Вопрос, как ему удалось меня так раздвигать. То есть, я до 2016 года (когда они с женой временно пропали с танго-радара) помню считанные танды с ним, но после каждой мне внезапно хотелось заниматься дальше, жить и в жизнь вгрызаться. То, что он мне показал, проще всего определить как разрешение на близость. Ну, то есть, твердое и спокойное ощущение, что обниматься нормально, объятие это хорошо, оно приятное и полезное, а не ужас кошмарный. И ничего не значит кроме желания танцевать.
Второго человека я даже по имени не помню. А, не, вспомнила: Хавьер. Из Севильи. Он со мной станцевал примерно пять танд, и пятая получилась нормальная. Понимаете, да? Не лень было человеку терпеливо и мягонько водить меня и водить, развлекать простеньким смолл толком в кортинах, чтобы я наконец выдохнула и начала танцевать, а не дергаться. Эффект был примерно тот же, что и с К.: объятия это хорошо. То есть, от человека шла такая спокойная уверенность и доброта, что не было других вариантов кроме как успокоиться.
Именно после Испании у меня осозналась одна вещь, которая до этого медленно зрела в глубине: чтобы танцевалось хорошо, надо позволить себе считать милонгу неким safe space, безопасным пространством, где с тобой ничего дурного не случится по определению. Это место, где контакт нормален, потому что нет агрессоров (физически опасных людей).

Вторая проблема накрыла меня далеко не сразу. Поначалу я совершенно не боялась "не понять" партнера. Мы мало импровизировали, меня почти не приглашали действительно крутые партнеры, а когда это происходило, они явно танцевали попроще.
Догадайтесь с трех раз, кто мне подарил этого мозгового червя) Правильно, любимый преподаватель. Ненамеренно, конечно. Научить партнершу не ждать знакомые элементы, не угадывать и истинно вестись - отличная задача. Но именно Саша любит в качестве активации мозговой деятельности взять тебя и из знакомого выхода повести во что-то абсолютно невиданное.
Вот тут начинается вопрос азарта и отношения к новому.
Я так-то всё новое люблю. Пробовать новую еду, надевать новую одежду, идти в новые места и делать какое-то новые дела.
А вот с новыми движениями, особенно неожиданно, у меня почти сразу и надолго сложился огромный страх. Потому что в схеме "на занятии делаю Икс, препод подходит и ведет на Игрек, а ты по привычке не следуешь, а идешь на Икс" - есть кое-что очень неприятное под названием "чувство вины". Приключение, челлендж и путешествие по неизведанному моментально превращается в экзамен, который ты опять не сдала. Возможно, у нормальных незажатых людей реакция на подставу более здоровая сразу (вида "ух ты как круто"), а вот я несколько лет провела в состоянии всё усиливающегося уныния. Здоровое желание активно двигаться раз за разом разбивалось об очевидный факт - я либо следую, либо активно танцую.  Это моментально перекинулось с занятий на милонги. Естественный живой азарт, воодушевление от того, что партнер с тобой пробует какие-то штуки, а ты можешь, можешь! - начал появляться только в ситуациях, когда никто не смотрит, ЕВПОЧЯ. То есть, на выезде и с незнакомыми партнерами. Доходило до смешного: удачно потанцевав с кем-то, я боялась кабесеить второй раз, чтобы не разочаровать человека.
Чтобы перестать бояться (лажи, оценки, плохого отношения), мне несколько лет подряд надо было или выпить, или сильно устать. Оба варианта не слишком подходят для милонг, особенно если хочешь танцевать много. Ну и сама физическая зажатость заставляет тело быстро утомляться, потому что состоит по сути своей из напряженных и неправильно работающих мышц.
Это в некоторой степени остается даже сейчас. Вроде бы, я давно прониклась дзеном, не боюсь чужих оценок и знаю свои возможности, но первая танда с новым партнером неизбежно ощущается как экзамен. Хотя я знаю, что для многих женщин это скорее дегустация, где оценивающая сторона - они сами.
Так или иначе, длительное танцевание помогло мне перестать бояться контакта и начать ему радоваться. Импровизацию я тоже полюбила, особенно когда сама начала водить и осознала, что между дикой скачущей кобылицей и покорной куколкой лежит примерно дофига, и обычному среднему партнеру вполне достаточно чего-то среднего, где как раз возможно и прецизионное, ювелирное следование замыслу лидера, и активность, и самовыражение. Не то чтобы я прямо так идеально умею, но понимаю, в какой области это лежит и куда двигаться.

Я ещё изначально упоминала безопасность. Она выглядит тут чужеродным понятием, но на самом деле вопрос безопасности пронизывает и проблему контакта, и проблему ведения-следовани насквозь. Она неотделима от танца. И её ощущение довольно-таки иррационально и парадоксально, потому что не инициируется однозначно ни качество объятия, ни качеством ведения, ни человеческими качествами партнера.
С некоторыми лидерами хорошо танцевать в техническом отношении, но безопасности рядом с ними НЕТ. Я не берусь однозначно решать, каков механизм, потому что в нём, наверное, много личного моего подсознательного. Но такое есть не только у меня, я же люблю пообсуждать. Некоторых людей все боятся. Ну как боятся - не шарахаются, конечно, обнимают при встрече и вообще любят и ценят, но рядом с этим человеком на хребте встают дыбом маленькие волоски. А в объятии с ним чувствуешь себя как птичка тари во рту крокодила. Иногда причина очевидна, как с Большим Лёшей. Ну, он просто БОЛЬШОЙ, да, на него рептильный мозг реагирует "тираннозавр пришёл". Иногда у человека специфическая мимка и странный юмор, как у Т.Р., хотя он отличный техничный танцор. Удобный. Приятный. Жуткий. А иногда вообще хз, как Фрол. Которого половина дам из нашей студии побаивается. Харизма такая! Причем, в объятии это тоже ощущается, у меня раньше танец с ним ассоциировался с паровозом. То есть, это отлично работающая, отлично управляющаяся машина весом в несколько десятков тонн, которая снесет тебя и сотрет в порошок, если ты окажешься не на месте. Бывает небезопасность иного типа, как с тем крутым турецким чудиком в Белграде; ощущение было, что он с ума сошел и тебя инспирировал, и вы на пару беситесь, пока санитары не прибежали. Это ощущение утраты границ, потери чувства меры и связи с реальностью при техничности высого уровня. И ощущение, что ему на тебя по большому счету плевать, потому что ты не личность, а только часть его безумного иллюзорного мира, который носится вокруг него, как воронка.
Есть также одна водящая дама, которая правда хорошо водит (и прогрессирует, надо сказать), но которая лично у меня чудовищно сильно генерирует чувство тревоги. Не то чтобы я не знаю, почему, но толком предъявить нечего, всё... на грани.
Научиться не шарахаться без разбора от разнообразных проявлений небезопасности, а распознавать те, которые и правда небезопасны - очень важно. Можно сколько угодно стараться вжиться в объятие, но если человек нарциссичный ублюдок, реализующий тобой свои амбиции, лучше его обходить по дуге, потому что ему будет плевать не только на твой комфорт, но и на вероятность твоей травмы, например, а это уже не психология, а релаьное физическое здоровье.
Чтобы не тратить, как я, море времени на ерунду, надо с самого начала принять как аксиомы следующие вещи.
- Обниматься нормально. Это ничего не значит кроме желания танцевать здесь и сейчас.
- Ошибаться не страшно, ошибка - возможность научиться, а не позор.
- Разочаровать ты никого не можешь, разочарование это психологический процесс и проблема той стороны. Ты просто такая, как ты есть.
- Импровизация ценна именно своей непредсказуемостью, азартом, поиском и удачей. Это на самом деле игра - по известным правилам, но с неопределенным сюжетом. Научиться следовать не так уж сложно, главное в процессе не потерять нормальное любопытство и умение играть.

Тут нужен оптимистичный вывод, да? Ну вот он. Из какой точки ты бы ни начинала, ты привыкнешь, научишься и начнешь получать удовольствие.
Tags: psicología, tangoargentino, психология, размышления, самокопание, танго, тело, я
Subscribe

  • (no subject)

    Вышла из зоны комфорта: взяла заказ на рисование самолёта. Где я и где техника, да? Набросок за наброском я сначала довольно глупо ощущала себя…

  • Новый эпизод.

  • Шрифты - это, с*ка, важно

    Который раз гружу жежешку, и снова и снова первым взглядом читаю "Попкорн с гопниками".

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments

  • (no subject)

    Вышла из зоны комфорта: взяла заказ на рисование самолёта. Где я и где техника, да? Набросок за наброском я сначала довольно глупо ощущала себя…

  • Новый эпизод.

  • Шрифты - это, с*ка, важно

    Который раз гружу жежешку, и снова и снова первым взглядом читаю "Попкорн с гопниками".