Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Category:
От какой-то ужасной тоски взяла и перечитала несколько книг Крапивина. Хотелось того детского ощущения сказки, чуда и нездешности.
Что ж. Выяснилось, что из всех его прежде любимых повестей я могу без содроганий перечитывать только "Лоцмана". Потому что это единственная (плюс-минус ещё пара книг, которые я и раньше не особо любила, и сейчас не хочу) из его вещей, где он более или менее честен. Потому что пишет "из себя". Не без кокетства, не без тайной надежды, что не так плох, как сам о себе думает (на самом деле - ещё хуже). И я понимаю его героя, этого стареющего эгоиста, который слегка забронзовел при жизни, который никогда не заботился о близких и всегда ставил себя и своё "призвание" на первое место. Его страх смерти, его попытки переписать жизнь задним числом, его глупая надежда на какой-то последний шанс и его судорожное цепляние за мальчика, и его же понимание, чти и почему он делает. И отчаянная тоска по кому-то, кто придаст жизни смысл и отодвинет неизбежное. Потому что сам-то он не может. Сам-то он всю жизнь спустил в "баллончик авторучки".

А соседние повести, те, что без значимого взрослого в кадре - не могу.
Я и в 12-13 лет, когда впервые читала его цикл про Великий Кристалл, постоянно ощущала какую-то недоговорённость, какую-то словно заслонку, какое-то, знаете, "удачное кадрирование", когда в инстаграм выкладывают яркий аккуратный снимок, а за его границами кот нассал на коврик из икеи, на столе грязная тарелка и из корзины лезут нестиранные трусы.
Но тогда я это не могла сформулировать явно и списывала на свою недостаточность, на непонимание. Откуда мол мне знать, я же девочка, а там сплошь мальчики.
Но дело не в мальчиках. Дело в том, что все эти книги полны мелких нестыковок, непродуманностей, небрежностей. Которые я не видела в детстве, но вижу в упор сейчас.
Ну и прочее, конечно, вся эта мизогиния, натужное раздвигание женских персонажей в две кучки - святые мамы и мерзкие тётки (привет, патриархальная дихотомия святая-блудница); всё это воспевание героизма самого дурного сорта - когда можно продумать и сделать хорошо, но персонаж рубит с плеча и потом героически разгребает; всё это конструирование иерархий на пустом месте (в "Крике петуха" просто коробит, как детишки фапают на Аж Целого Настоящего Князя Юр-танку). Много там такого, неприятного.

Помню, когда я ещё мечтала писать фантастику, я хотела писать как Крапивин. Сейчас не хочу уже. Но, блин, до чего жалко - когда-то это были для меня очень сильные утешающие книжки, при всех недостатках. А теперь вот нет.
Tags: книги, нытьё
Subscribe

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (no subject)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…

  • В нормальный график

    Вчера весь день болталась, как одинокий носок в стиралке: это схвачу, брошу, то схвачу, брошу... Только и успела целиком, что прочитать обсуждение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (no subject)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…

  • В нормальный график

    Вчера весь день болталась, как одинокий носок в стиралке: это схвачу, брошу, то схвачу, брошу... Только и успела целиком, что прочитать обсуждение…