Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Почему мы боимся танцевать с очень продвинутыми танцорами

Я сначала хотела даже более точечно обозначить: почему мы боимся танцевать с нашими преподавателями. Но по результатам некоторых разговоров поняла, что не у всех вопрос стоит так конкретно. Поэтому сначала напишу о своём опыте именно страха танцевать с преподом, а потом попытаюсь растянуть и дополнить эту идею.

Для начала надо отделить этот страх от более общего страха опозориться. Начинающему танцору, а иногда и довольно продвинутому довольно сложно бывает поверить, что, по большому счёту, всем, кроме потенциальных партнёров, абсолютно плевать на его умения и внешнюю фактуру. Да и и некоторой части партнёров тоже плевать, потому что многие приходят не столько танцевать, сколько тусоваться и общаться, выгуливать платья/брюки/туфли/украшения, короче - блистать. Среди тангерос не слишком распространена привычка вот так "в прямом эфире" наблюдать прицельно за танцорами на предмет "у кого кривая сакада" или "кто ходит спиной". Тем более - обсуждать. Максимум, чего новые лица удостаиваются, это осторожный вопрос-обсуждение: "А эта девочка/парнишка/мужик/мадам/пара откуда? А ты с ним/с ней пробовал? И?" Чаще всего отвечают "да хз, чьи-то новички" и "еще не пробовал(а)/пробовал(а), ничотак".
Но, допустим, с этим люди, нацеленные танцевать, справляются более или менее ко второму году обучения и начинают-таки ходить на милонги.
И тут ВНЕЗАПНЕ их приглашает/кабесеит препод.
Я помню свой "первый раз" со своим преподавателем очень смутно. Самый-самый первый вообще был из разряда "унесли его домой, оказался он живой" - то есть, я помню, что это было в тогда ещё работавшем "Онегине", и что мне было дико страшно, плохо и стыдно. А ему, я полагаю, было тяжело, очень тяжело. Потому что попробуй танцевать с испуганным бревном. Я всегда в плане танцевальной активности была "кирпич в полёте", вот вообразите кирпич, который от ужаса зажмурился и ЛЕТИТ.
Напрасно будет думать, что такой кирпич в полёте случается только с дамами. Неопытный партнёр, которого мирадит опытная тангера, и вот он, не веря своему счастью, встаёт с ней в ронду - тоже может словить состояние панического кирпича.

Мне было так страшно по нескольким причинам, и сейчас я попытаюсь более или менее внятно их разобрать.
Первая и самая сильная конкретно в моём случае: я боялась своего преподавателя вообще. До того, как я пришла к нему в студию, я практически не имела дела (так жизнь сложилась) с высокими и крепкими мужчинами. Я всегда считала, что ничего и никого не боюсь, а после двух лет обучения в конно-спортивной школе меня было невозможно напугать массой или ростом, бггг. Но тут внезапно оказалось, что данный конкретный человек с его массой меня пугает. Пугала и его тогдашняя манера танца, а-ля паровоз: или ты успеваешь, или тебя сносит (сейчас паровоз стал очень нежным, если ты не успеваешь, он тормозит и помогает). Позже я для себя более или менее разобралась, почему, и бояться перестала, но вот факт, актуальный не только для меня: некоторая часть женщин боится мужчин, или только крупных мужчин, или только крупных мужчин, наделенных некоей  властью и/или авторитетом по отношению к ним. Преподаватель - это мужчина, наделенный авторитетом.
Тут наступает очередь второй причины. Авторитет, да. Приходя в танцы взрослым, ты невольно психологически откатываешься в первоклашку. Поскольку в остальной жизни ты взрослый, умный и опытный, тебе сложно начать учиться новому с нуля, если обучающий по ощущениям не находится "выше" по какой-то шкале. Да, ты видишь, что он выше по целевой шкале "танец", но но мы же через одного травмированные советской или постсоветской школой, поэтому мы не можем чётко разделить "авторитет вот в этой узкой профессиональной зоне" и "авторитет вообще". Не все, но некоторая часть учеников неосознанно моментально "усыновляется" к преподу, особенно если он харизматичный, приятный в общении и несколько авторитарный человек. А среди преподавателей танго полным-полно именно таких приятных, но авторитарных товарищей. И мой уважаемый преподаватель, несомненно, имеет эти черты. Поэтому я когда-то отлично влипла, неосознанно поставив его на роль "значимого взрослого" и встав в позицию младшего по отношению к нему. Понимаете, да? В этой системе не получится оставить отношения "учитель-ученик" в классе. Они потащатся за тобой наружу - на милонгу, в обычное общение по жизни, в тусовку, в совместные выезды и т.п. Страдают от этого все стороны ситуации, потому что препод вообще не нанимался отвечать за взрослых людей и дружить в десны со всеми учениками, а взрослый человек внезапно обнаруживает, что кроме него вокруг препода ещё толпа, и как бы он ни убивался на занятиях - вне класса он этим не добьётся ни-че-го. И танцевать его/её пригласят не чаще, и общаться будут не ближе и так далее. Но это бы ладно, хотя от желания непременно добиться танды с преподом пострадала не одна хрупкая девичья душа. Хуже то, что и на милонге ты начинаешь себя чувствовать и действовать в парадигме "учитель-ученик". Сначала с замиранием сердца ждёшь - вызовут к доске? Не вызовут? Ну, вызови, я учил, я всё знаю! А потом тебя кабесеят, и ты идёшь как на экзамен, то есть, как на эшафот, и всю танду занимаешься тем, что ждешь подвохов, считаешь свои ошибки и сгораешь от стыда. И опять не сдал/a. И опять страдания. Вместо того, чтобы порадоваться уже, потанцевать от души и быть благодарной за прекрасные минуты. И да, для мужчин это так же актуально, как для женщин.
Отсюда растёт некий производный страх, боязнь, что тебя приглашают именно для этого. Потестировать, как ты в полевых условиях. Собрать ошибки, проанализировать учебный процесс.
Некоторое время назад мой препод мог на уроке после милонги сказать: вот мы с тобой танцевали, и я заметил такую вещь...  - для него это был рабочий момент, он не имел в виду "я тебя проверил и ты налажала". А вот для меня - да. Я не буду утверждать, что он поступал правильно, не буду и обратное. Для такой нежной фиалки как я это было просто больно, серьёзно. Я даже плакала) И мне пришлось сильно поработать над собой, чтобы отвязать учебный процесс от танцевания на милонге и личного общения. С другой стороны, мой преподаватель тоже поменял свой подход, и давно уже таких фраз не говорит. Говорит иначе, конечно, но при этом всегда старается подчеркнуть, что на милонге танцует с кем хочет и для удовольствия, а не "по работе". Я бы это утверждение считала почти правдивым, потому что в "хочу" может входить и вариант "посмотрим-ка, чего тут у нас" в профессиональном смысле, но на этом можно не заостряться. Для нас это не так важно.
Важно то, что вставать в пару с каким угодно крутым танцором, преподом или звездой надо так же, как со своим/своей ПРИВЫЧНЫМ/НОЙ, обычным/ой парой. Самое неприятное последствие, которое вы получите - это он/она вас больше не пригласит. НУ И ЧТО? Пройдёт год, вам дадут ещё шанс. Или раньше. Или нет. There are many fishes in the sea, не он, так другие. Не она, так ещё два десятка женщин. Ни на ком свет клином не сошёлся, ну. С одним нижегородским преподом я танцевала считанное число раз (а именно пять), и не жалею об этом - как-то не складывалось у нас. С другим мы какое-то время танцевали постоянно, а потом как-то перестали, и тоже - ну чего такого? Бывает.

Тут есть ещё третий пункт, который отличается для лидеров и фолловеров по форме, но идентичен по смыслу. Лидер думает: а вдруг фолловеру будет со мной скучно или неудобно. Фолловер думает: а вдруг я не смогу что-то, сломаю лидеру замысел, буду мешать двигаться. И то и другое исходит из идеи, что ваш партнёр танцует не с вами, а со своими навыками. Но это не так. Хороший танцор в любой роли исходит из компромисса между своими желаниями и возможностями своего партнёра. Ведь ваш преподаватель хороший танцор? Значит, он будет стараться предложить вам то, что вы можете или взять у вас то, что вы даёте и использовать наилучшим образом. К тому же, он знал, на что шёл, когда кабесеил или отвечал на ваше кабесео, то есть, его ожидания - на ваша проблема.

Ну и теперь, если посмотреть на эти пункты в целом, понятно: чтобы перестать трястись перед хорошо танцующими людьми, надо осознать всего три вещи. Первая: ничто не постоянно. Время идёт, меняя роли и отношения. Никакие вещи ничего не решают навсегда, ни впечатление о вас, ни один опыт взаимодействия. Всё можно поправить или на всё можно забить. Вторая: не надо строить у себя в голове придуманные иерархии, назначать людям (и себе) уровни и значимости. См. пункт первый, всё меняется, через год вы можете "перегнать" тех, на кого смотрели снизу вверх. И третья: люди лучше, чем вы о них думаете. Они, на самом деле, вовсе не хотят вас поймать на неумении, опозорить или унизить. Они хотят хорошо себе, а для этого надо, чтобы было хорошо вокруг. Воображая "враждебное окружение" на милонге, вы обижаете множество хороших людей, которые готовы с вами общаться и танцевать.

Ну и бонусом - моя любимая банальность. Чтобы танцевать - надо танцевать. Только годы и километры на танцполе помогут врасти в танго-сообщество и начать жить, а не приходить постоять в прихожей. Проверено на своей битой, драной, покрытой редкими седыми волосками шкуре.
Tags: tangoargentino, психология, размышления, танго
Subscribe

  • Этот неумолимый прогресс

    Когда-то, делая первый-второй подход к кольгадам, мы себя чувствовали, что называется, пиздец очень глупо. Нам казалось, что не с…

  • ТАНГО - новый набор!

    Итак, если вы живёте в Нижнем Новгороде и давно хотели начать танцевать аргентинское танго - приходите. Уроки будут проходить по вторникам и…

  • Марафон всё

    На три дня выпала из реальной жизни. Второй раз помогала в коменда марафона "Los Puentes", успела постоять на ресепшене, встречая гостей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

  • Этот неумолимый прогресс

    Когда-то, делая первый-второй подход к кольгадам, мы себя чувствовали, что называется, пиздец очень глупо. Нам казалось, что не с…

  • ТАНГО - новый набор!

    Итак, если вы живёте в Нижнем Новгороде и давно хотели начать танцевать аргентинское танго - приходите. Уроки будут проходить по вторникам и…

  • Марафон всё

    На три дня выпала из реальной жизни. Второй раз помогала в коменда марафона "Los Puentes", успела постоять на ресепшене, встречая гостей,…