Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Category:

Та самая полка

В каждом уважающем себя современном книжном магазине есть такая полка.
Я пока не буду писать, какая, я пока поразмыслю.
Чтобы писатель заслужил право находиться на какой-либо полке в магазине, он сам или его книги должны удовлетворять неким требованиям. Классики там, современники. Публицисты-журналисты-романисты. Прочее. Каждая полка - точно ветка генеалогического древа, с которой свисают ровными рядами типизированные и классифицированные писатели. Проще говоря, подходя к полке и беря с нее книгу, ты уже примерно знаешь, чего ждать.
До недавнего времени из этого довольного скучного правила было одно исключение. Называлось оно практически во всех магазинах одинаково - "Женская проза".
Я сразу оговорюсь, что я не про дамский роман, это, вроде-бы, самоочевидно. но все-же.
До недавних пор, беря книгу отсюда, я всегда удивлялась. Но потом...

Эволюция моего отношения к этой полке была довольно быстрой и резкой: от искреннего восхищения и любви, через возмущение и неприятие - к равнодушию.
А я о чем?
А вот о чем.
Моя "женская проза" началась с Петрушевской. Потом я читала Татьяну Толстую, Марию Арбатову, Дину Рубину . Я ими восхищалась. Мне казалось, что "женская проза" - это секретный код доступа в особое царство эмоционального интеллекта, в мир сложного чувствования и внутренней свободы. Мне казалось, что уходя на отдельную полку,  хрупкая бесценная красота защищается от бесцеремонного мужского вторжения.
Потом я прочла пару книг Лены Элтанг и Улицкой - и почуяла подвох.
Почему, спрашивала я себя, хорошие книги, написанные женщиной, не могут стоять на одной полке с хорошими книгами, написанными мужчиной? Почему Быков и Крусанов стоят на полке "Современная проза", а Рубина и Улицкая - на полке "Женская проза"? Что это за гетто, зачем ссылать, отделять, выделять? Не так уж она и слаба, эта проза, не так уж и беззащитен этот мир, да что там - сильнее многих мужских писаний.
И довольно долго, покупая книги с этой полки, я всякий раз немного злилась этому явному проявлению шовинизма. Мне было ясно: не эти книги надо беречь от мужчин, а, скорее, мужской литературный мир - от этих книг,  да.

Но с некоторых пор я совсем перестала ходить к этой полке.
Сначала разочарование в Соломатиной, хорошо начавшей, но скатившейся в нудное серийное графоманство, хотя и с потугой на интеллектуальность и юмор.
Потом и вовсе какие-то невнятные барышни окружили, заполонили, вытеснили  - так, что даже Рубина теперь чаще стоит на чужой и недружественной "современной", в окружении мужчин.
И, в некотором роде, теперь у этой полки пришли в соответствие форма и содержание, только зачем - есть же вон, в дальнем конце - называется "Дамский роман". Туда бы и вернуть, да не морочить честному человеку голову.


В сухом остатке - довольно очевидное соображение никогда не идти на поводу у маркетологов.
Тем более, что они и Стивена Хокинга умудряются временами поставить на полку с эзотерикой.
Tags: как бы резвяся и играя, книги
Subscribe

  • Пилю-шлифую

    Здравый смысл, Тревожность и Дремель. Пьеса в двух действиях. Действие первое: равняем внутрянку. Здравый смысл: Надо снять не меньше миллиметра…

  • Джон Харт. "Безмолвие".

    Этот неловкий момент, когда берёшь, вроде бы, детектив, а попадаешь на мистический триллер. Как я понимаю, этот роман является косвенным (не…

  • (no subject)

    С утречка пораньше (в субботу! в девять утра!) стал названивать заказчик - ой, извините, я вас что, разбудил? А вот вы не посмотрите... - Ничего я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments