Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Адзопарди Трецца. Укрытие

Эту книгу можно включать в список чтения для девочек-подростков, без купюр и оговорок, и даже без особых объяснений. Почему для девочек? Как противовес тоннам "обычных" и "нормальных" книг, романтизирующих любовь, семью и отношения между людьми. Как справочник по семейному насилию. Как иллюстрацию того, во что мужчины превращают жизнь женщин, которые от них зависят, и каким адом это становится для детей.

Это иллюстрация того, во что трансформируется в реальности сопливое умильное "много деток - хорошо". Как ненадежно положение женщины, доверившейся во всем мужчине, как может она проиграть всё, поставив на него. Как теряют здоровье и будущее дети, чей отец не ведает ответственности и не желает работать, а мать слишком слаба и зависима, чтобы что-то изменить.



Самое важное, что эта книга вовсе не является какой-то особой чернухой или постмодернистской вещичкой, выворачивающей смысл вещей наизнанку. Просто история просто многодетной семьи, где отец играет на скачках и ставит на спортсменов, проигрываясь раз за разом, мать платит "натурой" сборщику долгов, а шесть дочерей, практически предоставленные сами себе, растут каждая со своими травмами, изживая ужасы детства разными болезненными путями.

Режут и татуируют себя. Издеваются над беззащитными младшими. Сбегают в замужество, лишь только появляется возможность. Или безответно терпят до последнего, потому что нет сил защититься.

Мне от этой книги хотелось большего, чем видно с первого взгляд. Многие темы идут сквозь нее пунктиром, не заканчиваясь, но уходя в туман неведения. Многие темы завершаются внезапно и резко, словно чертой подведенный баланс в бухгалтерской книге, оставаясь при этом непонятными, не уточненными. Свойство хорошей книги - после нее всегда возникает тысяча "почему", на которые автор не посчитал нужным отвечать. Либо ответы очевидны, либо их не существует, но ты поди-ка сам до этого дойди.

Под конец автор ставит читателю подножку, вносит сомнение, когда главной героине, младшей из шести девочек, от чьего лица и ведется рассказ, старшая говорит "Ты не можешь этого помнить". Не можешь, была слишком маленькой, это сплетни, это тебе рассказали - и все это на фоне недоговорок, умолчаний и прямых отрицаний других сестер. "Я этого не помню" - говорит пятая по старшинству, Люка. "Не будет тебе здесь вечера воспоминаний" - вторит ей старшая, Селеста.  Четвертая, Роза, просто молчит в ответ на вопросы. Третья, Фрэн, и вовсе отсутствует. Вторая, Марина, пропала еще в детстве, отданная в другую семью - фактически, проданная за долги, но остается фоном, как некий символ, как олицетворение нереальности воспоминаний. "Ты не помнишь Марину, ее отдали, когда тебе не было двух". 

Так ли всё было? Что вообще было и было ли? Сестры похоронят мать и разъедутся по домам, чтобы никогда не увидеться, но в финале Дол, рассказчица, встретит Фрэн - единственную из сестер, кто был к ней добр в детстве. Опустившуюся бродягу Фрэн, которая с безжалостным доверием протянет ей свои татуированные руки, в один миг подтверждая, что всё было, и было это ужасно.

О, это еще не всё. Еще - уродство самой Дол, обгоревшей в младенческом возрасте, уродство, за которое ее боятся и ненавидят все близкие, кроме матери, Мэри. Еще - друг отца Сальваторе, преданный им, ограбленный и убитый. Еще Ева, подруга матери, которая делает, что может, для ее детей каждый раз, когда Мэри теряет голову, сходит с ума или убегает. Еще неназываемый, но смутно знакомый читателю как бы любовник Мэри, который, вроде бы, хочет забрать ее и своего ребенка (которую из девочек?), но это так и не происходит. И еще это все люди и улицы вокруг, всё, что создает, как это принято говорить "атмосферу".

Отвратительную, душную, как воздух в пивной, вязкую, как грязь, поглотившая тело Сальваторе.



читать всем, кто не ждет от книги, чтобы она его развлекала. читать ВСЕМ женщинам, которые не понимают, для чего нужен феминизм.
не читать мужчинам, которые считают, что дом и дети - женское дело, а ремнем по жопе - это правильный метод воспитания - все равно нихера вы, такие, не поймете.

Tags: книги, феминизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Работаю над портретом

    Второй день потихоньку. То и дело возвращаюсь к лекциям, смотрю то и сё: вроде бы, принципы все поняла, но иногда как-то не идёт, хоть тресни.…

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (без темы)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments