Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Category:

Валери Соланс. Манифест ОПУМ

Я много раз встречала цитаты из этого произведения в сети, много раз давала себе обещание прочитать его целиком, и вот вчера, наконец, сделала это.

Мысль номер раз: а чо, без мата и экзальтации нельзя?

Мысль номер два: а что все как возмущаются-то? нормальная такая фантастика, антиутопия, делающая вид утопии, все в порядке, такое писали и пишут регулярно. как все подобные произведения, содержит атомное количество чистой правды в сочетании с хорошей дозой преувеличений, передергиваний, идеализаций и фантазий. отличный набор художественных приемов, говорящих о том, что, экстремистка или нет, она обладала литературным дарованием и понимала, что делает.

Конечно, дальше пошли мысли три, четыре и так далее, я принялась перечитывать избранные места, потом полезла в свою любимую папку "для мозгов" на компе, вынула несколько файлов с Бертраном Расселлом и получила искреннее наслаждение, сопоставляя фрагменты. если интересно - под катом большие цитаты.



Соланс:

Не существует обоснованных человеческих причин для существования денег и для того, чтобы кто-либо работал более двух-трех часов в неделю. Все нетворческие виды труда (практически все виды работы сейчас уже сделаны) могли уже давно быть автоматизированы, а в обществе без денег каждая смогла бы иметь все самое в неограниченном количестве. Однако есть античеловеческие, мужские причины для сохранения системы деньги-труд:

Пизда. Презирая свое ничтожество, обуреваемый страхом и глубочайшим одиночеством в обществе собственного пустого «я», стремясь прилепиться к любой женской особи, в смутном желании осуществиться, мистически веря в то, что, прикоснувшись к золоту, он превратиться в золото, мужчина жаждет постоянного общества женщины. Общество самой недостойной женщины предпочтительнее его собственного или общества мужчин, которые лишь напоминают ему о собственной омерзительности. Но женщин, если они не слишком молоды или больны, необходимо подкупить, чтобы они согласились терпеть его общество.

Расселл:

В-четвертых, должно быть сделано все возможное, чтобы избавить сексуальные отношения от гнилой экономической подоплеки. В настоящее время жены, точно также как проститутки, живут продажей своих сексуальных чар, и даже во временных свободных отношениях обычно ожидается, что мужчина берет на себя совместные расходы. В результате происходит грязное смешение денег и секса, так что мотивы женщин нередко имеют элемент торгашества. Секс, даже освященный церковью, не должен быть профессией. Это верно, что женщине следует оплачивать содержание дома, приготовление пищи, уход за детьми, но не то, что она просто находится в сексуальных отношениях с мужчиной. Также не должно быть такого, чтобы женщина, которая когда-то любила и была любимой мужчиной, жила с тех пор на его алименты тогда как его и ее любовь давно умерли. Женщина, как и мужчина, должна работать для своего существования, и бездельница-жена заслуживает ровно столько же уважения, сколько его получает жиголо.(1)

 Соланс:

Что дает мужчине главную возможность контроля и манипуляции — отцовство... ...Суррогат любви. Неспособный на любовь и влечение, мужчина платит деньгами. Это дает ему ощущение материнской опеки. Мать дает молоко, он кормит хлебом. Он — Кормилец.

      У мужчины есть цель. Неспособный наслаждаться мгновением, мужчина хочет смотреть в будущее, и деньги обеспечивают ему вечную, постоянную цель.

Расселл: В современный код сексуального поведения внесли вклад два первобытных человеческих побуждения, хотя и в очень разной степени. Одно из них – это скромность, другое, упомянутое выше, – ревность... ...Ревность инстинктивно вызывает гнев, а гнев, будучи оправдан, становиться основанием морального осуждения. Чисто инстинктивное движение, вероятно, было усиленно на ранних стадиях развития человечества желанием мужчин быть уверенными в отцовстве своих детей. Без существования гарантии в этом аспекте, патриархальная семья была бы невозможна и отцовство со всеми экономическими перепетиями, не смогло бы стать основанием социальных институтов.(1)

Соланс: Ни одна настоящая социальная революция не может осуществиться с помощью мужчин, поскольку все мужчины наверху блюдут статус кво, а все опущенные мужчины хотят быть сверху. «Бунтарь» мужского рода — это фарс; все происходит в мужском «обществе», сделанном им самим, для его удовлетворения. Но нет ему удовлетворения, поскольку он не знает этой радости. В конечном счете, он бунтует только против одного, того, что он мужчина. Мужское умирает только тогда, когда технология вынуждает его к этому, когда нет выбора, когда «общество» достигает того предела, где он должен измениться или умереть. Мы достигли этого порога; если женщины не начнут шевелиться, не поднимут задницу, нам, возможно, придется умереть.

Расселл: Позиция правящих классов, особенно тех из них, что ведут образовательную пропаганду на тему почётности труда, почти в точности совпадает с той, которую господствующие классы мира испокон веков проповедовали тем, кого называют «честными бедняками». Прилежание, трезвость, желание работать сверх нормы для получения отдалённых выгод, даже покорность власти, всё это снова на сцене. Более того, власть по-прежнему является наместником Правителя Вселенной. Он, однако, зовётся теперь новым именем: Диалектический Материализм. Победа пролетариата в России имеет кое-что общее с победой феминизма в некоторых других странах. Веками мужчины уступали высшую святость женщинам и оправдывали их более низкое положение тем, что святость желательнее силы. В конце концов, феминистки решили заполучить и то и другое, ибо основоположницы верили тому, что мужчины говорили им о желательности добродетели, но не тому, что политическая власть бесполезна. Похожая вещь произошла в России с работой руками. Веками богачи и их холуи возносили похвалы «честному тяжёлому труду», прославляли простую жизнь, проповедовали религию, учившую, что бедняки попадут на небо скорее богатых, и вообще старались, чтобы работающие руками поверили, что есть некое особое благородство в изменении пространственного положения материи – в точности, как мужчины пытались уверить женщин, что те приобретают некое особое благородство благодаря своему сексуальному рабству.(2)


(1) Наша сексуальная этика
(2) Похвала праздности



У меня истинное возмущение вызывает не манифест Соланс, а то, что среди женщин он практически неизвестен, а когда известен - воспринимается совершенно неверно. На мой взгляд, знать (и понимать) точку зрения Соланс просто необходимо. Во-первых, для осознания, насколько рядом подчас стоят разумные воззрения и фанатизм, и во-вторых, для понимания обоснованности (да, я в своем уме!) фанатичной позиции сепаратисток. впрочем, "обоснованно" здесь - это "имеет реальные причины", но ни разу не "является разумным выходом и правильным действием". 

собственно говоря, то, что происходит сейчас с нашим обществом, прекрасно описывается фразой "Мы достигли этого порога; если женщины не начнут шевелиться, не поднимут задницу, нам, возможно, придется умереть."

это не значит, что "поднимание задницы" должно следовать сценарию Соланс. это значит, что если к женщинам (как общности, как классу) не придет активное понимание ситуации и своего места в ней, то мирный, эволюционный путь развития общества просто вынут у нас из рук силы реакции, та часть мужской общности (надо сказать, бОльшая часть), которая хочет только оставаться Большим Папочкой, царем горы, владыкой и хозяином. и им есть за что драться - их царское достоинство состоит отнюдь не только в том, чтобы не стирать носки. сладость безнаказаности, кайф насилия и гордость доминирования,  вписанные в нашу культуру, слишком дороги мужчинам, чтобы шанс вернуть их по максимуму и закрепить навсегда был ими упущен.

ПС1. специально для мадам gelios
если вы снова утырите мой пост для типа "разбора", проигнорировав меня, я создам группу "все, кроме Гелиос" и буду писать на тему феминизма в эту группу. может, ценность моих постов для вас невысока, зато для меня весьма высока ценность моего человеческого достоинства. хотите дискуссии - идите в комменты. не уважаете меня - нефиг читать мои тексты.
ПС2. специально для тех моих френдов, у которых "всенормально"
давайте не будем устраивать очередную бесплодную драчку, ок? вы ведь можете ходить мимо постов с пометкой "феминизм", как мимо забора? это было бы наименее травматично для всех нас.

Tags: книги, феминизм
Subscribe

  • Продолжаю зажигать

    В субботу бежала за трамваем (уже смешно). Погода у нас изумительная, где не снег - там лёд, и я предсказуемо навернулась. Ушибла обе коленки, но…

  • Детский юмор

    В ФБ прочитала: - Ты меня не трожь! У меня черный пояс по оригами! - И чё? - Я тебя в кораблик сложу!

  • (no subject)

    У нас тут - я разумею ЖЖ, как платформу, виртуальное "место на карте" или мир - почти что тихий постапок. Прошло эн лет после чудовищной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments