Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Бесполезная императрица

... или модель мира, где женщина не подчинена биологической необходимости вынашивать и кормить ребенка.

Мы сейчас смотрим неторопливо длинное и хорошо сделанное аниме "Дзюни кокки", Двенадцать королевств. По итогам первых двадцати серий у меня возникло немного интересных наблюдений, но самое интересное - про гендерное равноправие.
Мир Двенадцати королевств устроен принципиально иерархически, и гарантом работы иерархии служит божество, Тентей, то-есть, небеса. Небеса избирают императора (посылая существу-советнику, кирину, знак), небеса же карают правителя и кирина за направедное, безрассудное или жестокое правление. Избежать исполнения божественной справедливости нельзя, это прописано в условиях задачи, в начальных условиях мира. Однако, на низшем, бытовом уровне "справедливость" распределена неравномерно, и в повседневных бытовых взаимодействиях люди проявляют расизм (или точнее видизм), ксенофобию, агрессию и все прочее, что людям свойственно в плохом смысле.
И вот тут очень интересно наблюдать за проявлениями непоследовательности в отношении положения женщин в этой системе.
Все живые существа этого мира появляются из плодов специальных деревьев, которым молятся пары. Оставляя в стороне вопрос воспроизводства населения в условиях более или менее средневековых (судя по антуражу) условий, мы лучше поговорим вот о чем. Если каждый ребенок является в прямом смысле благословением небес, и дается родителям уже "готовым", без беременности, родов и (видимо, это не проговаривается) грудного вскармливания, то логично предположить, что оба родителя равно привязаны(не привязаны) к ребенку, равно отвечают за его жизнь и благополучие и равно могут быть выключены из социальной жизни (или включены в нее) в процессе взращивания потомства.
С одной стороны, подтверждение этому мы видим в образах вполне самостоятельных и активных гражданок, которые воюют, торгуют, правят, работают на полях и играют в театре.
С другой стороны, активные персонажи первого ряда являются мужчинами на 90%, из женщин у нас только Йоко, ее подруга, саги (из которых только две по большому счету имеют свое лицо и голос, остальные массовка) и погибшая кирин Корин. И именно Йоко получает в нос от министров, раз за разом выслушивая в свой адрес эпитет "декоративная императрица" (за точность не поручусь, у нас странные субтитры),  подруге не повезло оказатсья за бортом сюжета, и саги, по сути, работают "голосом за кадром", оставаясь почти непонятными как личности, оставаясь функцией: защиты и обслуживания горы Хо и кирина в сюжете, информаторов и рассказчиков - для зрителя.
Еще одна деталь, которая показалась мне важной: в школе чиновников, в которую поступил (и преуспел) зверолюд-мышь, нет женщин. В кадре всегда и только молодые мужчины! Где же учатся те чиновницы, которые иногда попадали в кадр в предшествующих сериях? Где получала образование женщина-генерал, которая оказалась "негодна" для императорского чина и послужила "дамой в беде" в сюжете инициации юного кирина-Тайки?
Когда Тайки спрашивает у саги "Среди претендентов есть и женщины?" - она отвечает - Разумеется! Кому бы вы хотели служить, императору или императрице? - мы видим, вроде бы, столкновение двух культур, патриархальной (мальчик, выросший в современной Японии) и гендерно-нейтральной; однако, сами саги - только женщины, и уже одно это заставляет сомневаться, что в мире двенадцати королевств гендеры равноценны.
Точнее сказать, не очень понятно, что есть "гендер" в том мире. Женская и мужская одежда там практически идентична. Вероятно, специалист по средневековому Китаю увидит какие-то характерные особенности (я не специалист, но одежды большинства персонажей похожи на китайские, как их можно видеть на многих лубочных изображениях "про древность"), но для меня они одеты примерно похоже. Видно деление на ранги, на социальные страты, но не по полу: и мужчины и женщины бывают украшены драгоценностями, повязывают головы или заплетают волосы, ходят с вихрами или хвостом.
В плане поведения тоже видна разница между социальными слоями, хотя тут сложнее, я не заметила откровенно агрессивных женщин и слишком тихих "подчиненных" мужчин, но "в среднем по больнице" положение влияет явно сильнее, чем пол.
В плане распределения влияния и богатств - тоже, хотя интересно будет вернуться к той серии, где перечислены все императоры и кирины и посчитать, кого сколько. С другой стороны, большинство попадающихся в кадре служанок и кухарок - женщины.
Еще момент. В самом начале первой арки Йоко и ее подругу пытаюсь продать... в публичный дом. ДО того, как мы узнаем о способе рождения детей в этом мире. WTF, я вас спрашиваю? Как могла появиться проституция в мире, где либо нет секса, либо он не ведет к зачатию и, таким образом, не создает для женщины бОльших рисков, чем для мужчины?

В общем, я пока что планирую продолжать просмотр, и мне очень интересно, справится ли Йоко с клеймом "бесполезной императрицы", сыграют ли новые входяхие в сюжет женские персонажи и что еще нам расскажут интересного и политике, гендере и экономике двенадцати королевств.
Tags: аниме, гендерная роль, женщины, размышления, смотреть, феминизм, хорошее
Subscribe

  • (no subject)

    Задание на анализ картин. Странные ощущения, анализировать и обобщать то, что кто-то до тебя уже анализоровал и обобщал. Это уже

  • (no subject)

    Я вот думаю, не может ли быть так, что моё восприятие лекций на испанском отличается от лекций на русском просто потому, что я испанский речевой…

  • Скетч-экстрим

    Надо продолжать осваивать экстрим-скетчевые уроки, а я их слушаю вполуха, переключаясь на другие вкладки в браузере то и дело. Очень, очень много…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 54 comments

  • (no subject)

    Задание на анализ картин. Странные ощущения, анализировать и обобщать то, что кто-то до тебя уже анализоровал и обобщал. Это уже

  • (no subject)

    Я вот думаю, не может ли быть так, что моё восприятие лекций на испанском отличается от лекций на русском просто потому, что я испанский речевой…

  • Скетч-экстрим

    Надо продолжать осваивать экстрим-скетчевые уроки, а я их слушаю вполуха, переключаясь на другие вкладки в браузере то и дело. Очень, очень много…