Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Волк по имени Зайка, Галина Гончарова

Вчера вечером я опять занималась глупым вредным делом - фэнтези читала. Времени потратила немного, часа три в общей сложности,потому что пришлось прерваться на приготовление песто))
Расчитывала развлечься, но не особо получилось.
Вначале книга обещала многое. Нестандартный оборотень, появляющиеся на первых же страницах многочисленные женские персонажи и легкий, не напрягающий язык - читай и радуйся. Но нет же.
Приведу выдержку из комментариев под книгой на сетевой библиотеке:
"Почему-то все герои, от лица которых ведется повествование, рассказывают свою историю похожим языком, однообразно и невыразительно... Характеры персонажей невнятные, поведенческая логика хромает, юмор - крайне непритязательный. "
И это все - истинная правда, к сожалению.Женские персонажи книги, как, впрочем, и мужские, делятся на "плохих" и "хороших" так дуболомно, что аж тошнит. Все женщины, за светлым исключением одной старой вредной тетки, поделены между типичными стереотипными "мадоннами" и "шлюхами". Вялые попытки добавить мадоннам и шлюхам индивидуальности сводятся к описанию внешности, потому что характеров за их словами и поступками почти не видно: не положили.
С сюжетом грустно. Динамичности не придают ни форма (модная нынче даже в развлекательных жанрах полифония), ни юмор (довольно школьного уровня). Главная героиня живет по принципу "ой, оно само". То есть, по описанию ее детства и юности, ее успехов в травничестве, а также фактически травли, которой она подвергалась из-за своей инакости, стоило бы ждать сильную личность, но травмированную и сложную. А вот нифига! Зайка легко и непринужденно разруливает сложнейшие ситуации при помощи "мы оборотни, у нас все круто", а в остальное время морщит носик, лупает глазками и хрупает морковкой. Ее личность по большей части подается нам с ее же слов, потому что для большинства людей вокруг она "какой-то заяц". А ее слова - это взгляд безмятежного самовлюбленного дитяти, от щедрости душевной способного на филантропические излишества.
Интриги с аж двумя врагинями - такие же дуболомные, как и основной сюжет. Одну Зайка "нечаянно" убивает на подлете все в том же стиле "ой, оно само". Со второй авторка в самом начале попыталась провернуть финт "плохая хорошая девочка", но не справилась: желание облегчить задачу Зае привело к тому, что характер соперницы расползся, как мокрый песок. Я могу поверить в то, что женщина для достижения целей способна пойти на многое. Но как поверить в то, что незаконная дочь, выросшая на конюшне, предпочитавшая изящным искусствам коня и лук, отвергнутая любимым отцом (который узнал правду в деткины семь лет и прямо как бабка отшептала - отверг дочь) - вот что эта девица внезапно перекинется в манерную, скандальную фифу, бегающую подслушивать под дверями и претендующую командовать слугами? И что эта же девица, в гневе орущая и рыдающая ни с того ни с сего, замыслит и совершит умное хладнокровное убийство? Не верю, блеать.
Чем дальше в лес, тем больше дров. Если в начале книги капслоком и обилием восклицательных знаков страдал только 17-летний главный герой (а в этом возрасте вопить "тварь" и "ненавижу, урою, сука" - окнорм), то далее истерика охватила всех. Чем дальше, тем главки, написанные от лица "плохих", становились все примитивнее, все менее различимыми, все более накачивающими в читателе идею, что этих подлюк удавить не жалко. Аффтарка! Ты когда выбирала форму "дать слово всем сторонам", чего хотела? Объема, попытки объективности, попытки понять побуждения тех, кто противостоит твоим карамельным главным подросткам - или тупо модной современной формы "как у больших"? Низачет.
По всей книге во все поля разгулялась объективация женщин: сексуальная, операционная, когда женщину, как домашнюю технику, оценивают на профпригодность для брака, взаимная - когда женщины оценивают и презирают друг друга, самообъективация, когда героини жрут себя за несоответствие стандартам. Причем, добро бы все это шло в сопровождении хоть какой рефлексии или авторской позиции "но они неправы" - нифига. Хорошая девочка получает награду в виде признания мальчика "я тебя и такую люблю" и спецвозможностей, плохая девочка получает смерть, и это все.
Относительный "зачет" можно выставить за образы матерей главных героев и их теток (по сюжету там разная степень родства, но по сути пожилые тетушки и есть). Это четыре РАЗНЫЕ материнские фигуры, у которых видно индивидуальность и характер. Конечно, все четыре вполне себе "мадонны" (то есть, честные жены, которые не нарушают патриархальных правил), но в их случае это выглядит даже довольно органично. Но их мало, слишком мало.
А чего много? Слатшейминга, например. Вообще принижения сексуальности и фапания на девственность. Формально авторка, описывая оборотней, говорит об их свободных нравах, о том, что секс не запретен, что дети, нажитые вне брака - радость общины и гордость матери, признание плодовитости... И тут же, япона мать, тут же авторка вкладывает в уста героине обвинения односельчанки в разгульности и гордость за себя, целочку. Когда в финале выясняется, что именно девственность и первый секс после 17 помогли главной героине стать драконом, ее отец, главный оборотень, вопит - все село с железные трусы заклепаю! - а мне тут было и смешно до колик, и противно до сблева.

В общем, ежели кому бездумно повтыкать в легкое чтиво, то это не самый плохой вариант. Оборотни, приключения, хэппиэнд.
Но у кого феминистская оптика на глазах и привычка анализировать прочитанное - лучше не беритесь.
Tags: книги, фэнтези, херня
Subscribe

  • Хулиганка

    В очередном романе про инспектора Гамаша: "Жан Ги Бовуар смотрел на приближающегося Армана Гамаша и ощущал непреодолимую потребность защитить…

  • (no subject)

    Предыдущий флибустовский бот умер, попросила новый - дали в неназываемом, но этот как-то странно работает, и есть вероятность, что он тоже уже не…

  • Читательское

    В перерыве между всем сегодня начала читать ещё не читанный роман Луизы Пенни про Армана Гармаша - и ненадолго обрела славное чувство, точно домой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments