Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

"Лунные хроники", Марисса Майер

Серия состоит из четырех книг, в которых последовательно развивается общий сюжет, сочетающий в себе очередное "новое прочтение" классических сказок, киберпанковский антураж, разработку темы взросления в разных условиях и с разными травмами. С точки зрения возраста предполагаемиой читательницы это скорее янг-эдалт, хотя текст довольно сдержанный и не очень сложный - можно давать и подросткам, а язык при этом довольно хороший и честно прописаны персонажи и их отношения, так что читать нескучно и взрослому человеку.
Традиционно вздыхаю на обложки:
золушкашапка
рапунцельбелоснежка
Меня лично устраивает только вторая, и та со скрипом, хотя намек на потерянную туфельку на первой можно засчитать за хорошую попытку.

Хочу начать с того, что мне кажется недостатками серии. Это, конечно, то, из-за чего я не решаюсь присвоить книгам звание "твердой НФ", а именно - довольно лукавое отношение авторки к физике, биологии и кибернетике. Чаще всего, описывая киберконечности, программы, биофизику или роботов, она максимально обтекаемо описывает действие всего этого, а местами заметно явное упрощение или даже ляпы. Ну, то есть, как - ляпы. Конечно, прямо тыкать в текст и вопить "иди физику учи!" не тянет, но многократное ощущение "что-то тут не так, кажется, в реальности это бы не работало" преследует почти постоянно. Хотя я с радостью спишу это на мое собственное слабо понимание указанных областей. Кто его знает, может, это все особые технологии))
Второе - слишком много парочек и хэппиэндов. Ясное дело, для читательницы в 14-16-18 лет парочки (причем, желательно, проблемные и идущие к отношениям сложным путем) - это почти необходимая часть любого сюжета; в юности уделять много внимания отношениям, в сущности, не плохо. Само представление об отношениях формируется и требует образцов; тем более, что и всем героиням книг как раз примерно от 16 до 20 лет, юницы. Но мне местами было душновато, особенно в последнем романе. Там скрестились пути всех героев и героинь, там решались судьбы мира - ну и надрыва, любовного, родственного и дружеского было почти через край.

Ну ладно, мрачного циника мод офф, о хорошем.
Главные героини прекрасны. Очень индивидуальны, очень живо прописаны, очень верибельно общаются друг с другом и с остальными существами этого мира. Немного передавлена в отрицательность главная врагиня, но ей положено, она сильно травмированная (морально и физически) и в целом натурально на голову больная. Кстати, еще к теме "личность и власть" - там об этом тоже много.
Киберпанковский бэкграунд замечательно пестрый и любопытный. Все, что мне обычно попадается по этой теме (исключая Иена нашего, мир его праху, Бэнкса) - обычно очень мрачное и антиутопическое. Тут же мы имеем вполне себе живое общество, в котором есть две проблемы: дискриминация киберов (людей с кибер-частями) и невнятный статус андроидов (роботов с искусственным интеллектом). В процессе развития сюжета обе проблемы неоднократно обсуждаются, то есть, это не статус "вот так, и все привыкли". Это статус "все привыкли, но, блин, надо же что-то делать!" - и делают. И небезуспешно, хотя в финале наша Киберзолушка признается себе, что нет, одного венценосного кибера слишком мало, чтобы убрать дискриминацию махом. Работать придется, рабо-о-о-отать...
Основной конфликт книги, противостояние между землянами и лунатиками (давайте убьем переводчика, а?), конечно, держится исключительно на личных и семейных счетах. В данном случае это не вызывает нареканий по причине особенностей иерархической структуры лунного общества, которая прописана довольно отчетливо и внятно. Хотя с лунной экономикой у авторки как-то мутно, ей-богу, на уровне "аристократия угнетает рабочий класс, королева контролирует всех". Мне лично было маловато обоснуя, но поскольку мы видим весь сюжет со стороны землян, а Луна представляется незнакомой территорией, то это объяснимо. Некогда им было разбираться, мир спасать надо.
Понравился скрытый юмор, вложенный в описание глобальных государств и их правителей.
Понравился в целом мир, в котором "много лет нет войны".

Из психологических "не верю" - то, как быстро социализировалась Кресс, "Рапунцель со спутника"; то, как перековался вор-угонщик-рецидивист под влиянием правого дела и любви (вот красиво все написано, но все равно, даст он еще прикурить всем, кто под руку попал) и то, как вел себя возлюбленный Белоснежки, принцессы Зимы. Было ощущение, что эту пару авторка писала "по остаточному принципу", поскольку они были нужны по сюжету, но на них не нашлось столько времени и сил, как на Золушку и Красную шапочку.
Роялей в кустах негусто, к счастью, но пару-тройку можно насчитать, если придираться.
Эмоциональный крючок для Золушки - авторка убила в самом начале любимую ею сестру. Эмоциональный крючок для Рапунцель - умер ее отец, которого она не знала и вот-только-узнала. Аналогично получила и Красная Шапочка, точнее, потеряла, бабушку. А принц Кай отца. У всех смертей причина на Луне, конечно. Принцип "пусть умрет, кого жалко" мы знаем, и даже не порицаем особо, но уж очень торчит.
Отдельного теплого слова заслуживает андроид Ико. Кто смотрела "Космоболлс" - это вот она, да, рободевочка, только выглядит, конечно, иначе. Но это она: общительная, немного взбалмошная, немного зацикленная на внешности (ой, как она страдала, когда ее чип личности воткнули в систему корабля!), бесконечно преданная хозяйке.
А эта ее фраза "Мне плохо! Я чувствую себя такой бесполезной!" Воспринимай как хочешь, тонкий сарказм авторки или серьезная, очень серьезная иллюстрация того, как чувствует себя личность, которую "сделали служить".

В общем, очень годная, приятная и увлекательная серия. Можно читать всем, кто не является фанатом киберпанка и не будет на каждой странице шлепать себя по лбу и вопить "неееет, это так не работает!".
Tags: книги, фантастика, фэнтези, хорошее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments