Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Category:

"Серафина", Рейчел Хартман

СерафинаЭта довольно свежая книга (2012) называется критиками "одной из лучших книг в жанре фэнтези и научной фантастики за последнее время". Бестселлер Амазона и Нью Йорк Таймс, номинирована на прению Андрэ Нортон и получила премию Уильяма Морриса (среди дебютных романов для подростков).
Снова янг-эдалт, и опять книга, явно выходящая за видимые с первого взгляда границы жанра и возрастных рамок.
Начну с формы. По форме это такой очень-очень классический роман. Главная героиня чем-то напоминает героинь Остин: она наблюдательна, умна, одинока и обременена проблемой. Точнее - тайной, но разве тайна происхождения не является проблемой в мире, где за такое происхождение просто убивают? Кроме того поблагодарим переводчицу, которая донесла до нас вкус текста - вкус старого, длинного, наполненного множеством подробностей и мелочей романа, который вполне заменяет собой кинокамеру, потому что не скупится на описания. Все как я люблю: звуки, запахи, цвета и фактуры. Местами почти весь визуал внезапно вырубается напрочь, потому что мы оказываемся вместе с героиней внутри ее головы, среди ее чувств, отделившись от внешнего мира. Интересное ощущение, на самом деле. Внутренний сад Серафины "на вкус" совсем иной, чем внешний мир ее жизни, и это большой плюс авторке.

Сюжетно и проблемно нас не ждет больших сюрпризов. Мы оказываемся в мире, где человек соседствует с двумя разумными видами - драконы большие и драконы малые. Большие драконы, саары, представляют собой могучую силу, это огромные интеллектуальные животные, чья культура основана на рациональности и порядке.  Малые драконы живут в симбиозе с ними, но сами по себе не имеют большого значения. Впрочем, они логично встроены в мироустройство, поскольку для больших драконов являются в каком-то смысле "домовыми эльфами" - они для них мастерят все, что угодно. Почему драконы решили заключить мир с людьми? Для этого в книге есть милейшее образное объяснение - а что, мол, делать с тараканами, если они многочисленны, хитроумны, вездесущи... и при этом научились писать музыку и исполнять ее с невероятным, завораживающим совершенством? Опустим тут циничное про рыцарей-экспертов в дракомахии, конечно. Драконы любопытны... и умеют оборачиваться людьми.

Мы попадаем в мир Серафины в момент, когда сорокалетнему мирному соглашению между людьми и драконами грозит беда. Я не буду пересказывать сюжет, скажу лучше, что мне в последнее время везет на книги, в которых главная героиня становится "золотым гвоздем", на котором висит интрига. И золотым же ключом, которым открывается замок сюжета. В этой книге главная героиня очень не хочет быть таким ключом, но у нее никто не спрашивает.  Родилась полукровкой с пятнами чешуи? Прячься, таись. Понимаешь драконий язык? Судьба заставит применять умение. Ты хотела знать, каково это - быть бастардом? Да вот так, примерно. От ворон отстала, к павам не пристала... Принц-бастард тебя поймет, но радости тебе это не принесет, раузмеется.

Поговорим о нашем, женском. Нам, женщинам, в этой книге отдано довольно много места. Младшая принцесса, старшая принцесса, королева, дама-гувернантка, дама-посланница, дама-начальница стражи-драконесса. И конечно, мать главной героини, драконесса, умершая родами, но постоянно присутствующая в мыслях героини, в воспоминаниях, в разговорах. Хотя наиболее эмоционально заряженной в книге кажется линия отношений Серафины и Люциана Киггса, принца-бастарда, тем не менее именно от женщин Серафина получает большую часть помощи и поддержки. Но и немалую часть проблем, надо признать.
Но, кстати, тут очень сбалансированный гендерный состав, а главное - нет ни выраженной патриархальности, ни нарочитого мужеборства. Видно, что описываемый мир иерархичен, но женщина скорее имеет возможность двигаться по иерархии вверх, чем навеки загнана на нижние ступеньки. Королева может передавать власть дочери. Саму Серафину берут во дворец помощницей концертмейстера и прочат в его преемницы. Дама Окра, посланница соседней державы, что говорит само за себя, она не жена и не дочь, сама по себе - просто дама Окра. В эпизодах появляются другие женщины ремесленного и купеческого сословия, хотя вот их уже обычно именуют "сестрой такого-то, женой такого-то".
Немного недоработанными кажутся персонажи-полукровки, с которыми Серафину связывает ее Сад, но это можно списать на тот счет, что авторка пишет (или уже написала, не знаю) продолжение. Примерно до половины книги это не очевидно, но позже становится видно, что задел положен на серию. Впрочем, большую часть завязок авторка подвязывает уже в финале этого романа, и довольно аккуратно. Нет чувства, что что-то принципиальное недоговорено, и продолжения имеет смысл ожидать как новой истории с теми же людьми, а не как досказывания прежней сказки. Я такое люблю даже больше, чем многотомники с общей идеей (типа Темной Башни Кинга, где надо быть очень не занятым человеком с чугунным терпением, чтобы добраться до финала).
Не могу не отметить также довольно глубокую проработку темы отчужденности, чуждости, которая так или иначе бывает близка многим подросткам. Это чувство инаковости, страх, что тебя не примут таким, какой ты есть, страх быть отвергнутым и наказанным за несоответствие норме. Серафина живет с этим страхом с детства, и многие ее слова, действия и мысли пронизаны и обусловленны именно им. Когда-то это ей вредит, а когда-то - делает неуязвимой.


В общем, я тихо надеюсь, что продолжение будет, и будет не хуже начала. Это первое фэнтези после Робин Хобб, которое мне точно захочется перечитать... да уже хочется! Только времени пока нет.
Tags: книги, психология, фэнтези, хорошее
Subscribe

  • (no subject)

    Вчерашний вечер был прекрасен, но особенно я хочу запомнить две вещи: - что я ела зубами от куска отличный камамбер и не менее отличный дор блу,…

  • Опять разное

    Закончила ещё один горшок. Наконец слепила то, что хотела по своему собственному эскизу. Очень странная байда получилась, но так если смотреть -…

  • Про Катю

    Это у меня есть такая подруга в Москве. Мы сперва познакомились в фейсбуке через каких-то танговских френдов. А потом начали общаться. Ещё вернее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment