Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Джон М. Грин. "Бумажные города"

85_tn3Сделала исключение для автора-мужчины: это еще одна книжка из фикс-прайса, к тому же я про нее краем уха слышала. Решила, что купить за 50 рублей автора, получившего премию Эдгара По за лучший роман янг эдалт - неплохая сделка.
Кроме того, роман экранизирован в 2015 году, и про него, и про фильм есть информация в Википедии. Там можно узнать общие сведения о сюжете, кастинге и прочих мелочах, а я хочу написать исключительно о своих эмоциональных впечатлениях от текста.

А они двойственные. С одной стороны, это очень пацанская, очень американская и очень школьная история. Главный герой книги, Кью, находится в отдаленном духовном родстве с Холденом Колфилдом, особенно по части умения сомневаться в своих близких и романтизировать свое одиночество. Впрочем, на мой вкус Кью гораздо приятнее Холдена, во всяком случае, к своим родителям от испытывает скорее симпатию, чем пренебрежение, хотя как все подростки склонен отзываться о них снисходительно; к тому же у него есть друзья, и это хорошие друзья, несмотря на то, что он так же снисходительно оценивает их дружеский союз как случайный и отчасти вынужденный ("когда мы оба наконец признали, что никто больше не хочет считаться нашим лучшим другом").
Итак, книга пацанская. Рассказанная подростком история о нем, его школьном мирке, его улице, его друзьях и его красивой соседке. Вроде бы, на самом деле подростки режутся в комп, пошло и глупо шутят (преимущественно на орально-генитальные темы), пьют пиво, получают высокие и низкие оценки. Вроде бы, иногда они травят друг друга и сопротивляются травле, дружат и дерутся, и все такое.
Другое дело, что я в своей реальной подростковой жизни не встречала подростков, которые бы оставляли друг другу послания посредством подчеркиваний в книгах современных поэтов. Не помню также, чтобы я перечитывала поэмы, пытаясь проникнуться осознанием общности всех людей на земле - а Кью в поисках пути к своей (реальной или вымышленной) Марго перечитывает "Листья травы" много раз.
Но автор хитрец и неплохой знаток натуры человеческой. Кью не выглядит как измышление романтичного взрослого о несуществующе-хороших детях. Он, как и его друзья, вполне живой и настоящий. Временами дурак дураком, временами раздражает и даже бесит, хотя в целом - на удивление хороший мальчик. Ну так у него родители психологи (да, те самые, о которых он думает со снисходительной печалью, потому что на восемнадцатом году жизни вдруг обнаружил, как им легко соврать. А раньше и не пытался - и это значит, что его родители тоже очень хорошие люди при всех их недостатках и особенностях).
Местами, конечно, из Кью лезет сам автор. Или воспоминания автора о себе, каким он был? Не знаю. Может, и воспоминания, они всегда чуть лучше, чем правда: Кью у нас профеминист, борец со школьной травлей, старательный ученик, и вот - никогда не врал папе с мамой раньше. Не имел зачем, очевидно.

Это все была "одна сторона". Другая будет про текст. Удивительно легко читается эта книга. Конечно, все эти американские реалии - мы их сто раз читали и у Сэлинджера, и у Стивена Кинга, так что все очень знакомо, но не до навязчивости. Все-таки, это двухтысячные, и Грин легко подстебывает интернет (википедия, фейсбук, гуглокарты - не называемые по имени, но узнающиеся), субкультуры (кажется, во всем мире подростки таскаются по заброшкам) и американскую систему образования (кажется, это делают все американские авторы, пишущие про подростков). Много сленга, но не чересчур. Много сортирного юмора, но он вполне органичен в речи ребят, а внутренние монологи Кью как раз достаточно умеренные и вдумчивые. Про себя-то мы обычно не фонтанируем. Местами немного лишку даже вдумчив этот юноша, но это см. пункт про образ себя-хорошего в прошлом. Довольно много познавательных мелочей наподобие самой идеи "бумажных городов". Хорошо прописанные герои, хотя, конечно, только мальчики. Девочки у нас тут очень условные, поскольку даны глазами мальчиков, но этот момент тоже не прост: в процессе развития сюжета эти самые мальчики здорово подвигаются в осознании того факта, что образ девочки со стороны и сама она, живая и обладающая своей личностью - это разные вещи. Именно к финалу и Марго, и ее подруга Лейси обретают характер и индивидуальность, и это вполне тянет на намеренную работу автора, а не привычную установку картонных "подружек героя". Это видно и по тому, как увеличивается количество их реплик и фраз, описывающих их поведение и действия, к финалу.

Краткое резюме. Я была бы не против прочитать такое в подростковые годы. Думаю, книжка хорошая для подростков обоего пола, хотя девочкам годится больше в качестве предостережения и честного взгляда "с той стороны".
Для взрослого человека развлекательно, не слишком глубоко, местами сентиментально, читабельно.
Tags: книги, хорошее
Subscribe

  • (no subject)

    Смотрим "Историю Лизи", совершенно гениально снятый сериал. Конечно, по сравнению с книгой сюжет (особенно флэшбеки Лизи) сильно…

  • (no subject)

    Штош. Отнесла на фримаркет большую спортивную сумку одежды. Довольна, как слон. Погуляла под дождиком, выяснила невольно, что пл. Минина опять…

  • "Тень и кость"

    Смотрим сериал. Снято довольно симпатично, и я не вижу поводов особенно возмущаться (помню, в обсуждениях книг, по которым снято, народ аж плевался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • (no subject)

    Смотрим "Историю Лизи", совершенно гениально снятый сериал. Конечно, по сравнению с книгой сюжет (особенно флэшбеки Лизи) сильно…

  • (no subject)

    Штош. Отнесла на фримаркет большую спортивную сумку одежды. Довольна, как слон. Погуляла под дождиком, выяснила невольно, что пл. Минина опять…

  • "Тень и кость"

    Смотрим сериал. Снято довольно симпатично, и я не вижу поводов особенно возмущаться (помню, в обсуждениях книг, по которым снято, народ аж плевался…