Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Есть в фэнтези две вещи, которые я очень не люблю, и которые чаще всего присутствуют в вещах этого жанра, вместе или по отдельности. Это избранность героя и предопределенность судьбы. Это не совсем одно и то же, потому что иногда именно избранность объясняет тот факт, что герой может пойти против судьбы, а иногда в отсутствие каких-либо избранных судьба давит ровным слоем на всех героев, кем бы они ни были и как бы ни приключались.
Идею неотвратимой судьбы я более или мене терплю, хотя иногда прямо то самое ощущение поедания кактуса. И даже часто: мир интересный, герои неплоские, интрига, сюжет, и вот это вот предопределение, которое чаще всего убивает на корню весь интерес. Надо быть очень крутым писателем или мангакой, чтобы иметь в сюжете такой жесткий штырь, но при этом суметь вокруг него создать непредсказуемый и живой сюжет. Чаще всего это не так, предопределение/судьба отрабатывают на все сто, а всего прочего - характеров, конфликтов, атнуража - не хватает, чтобы эту жесткую конструкцию оживить.

А вот идея избранности меня вообще просто дико бесит. Понятно, что в нашей белой европейско-христианской культуре этому феномену отводится почти центральное место, избранный - это такой неотменимый элемент почти любой сказочной истории, который должен влезть в систему снаружи и, не будучи частью системы, как-то ее поломать во имя сюжета и конфликта. Избранность нельзя заслужить, рука судьбы укажет на кого хочет, бог выберет по одному ему известным критериям и так далее. Иногда (довольно редко) автору удается использовать этот факт с умом, но чаще всего, да блин, почти всегда! - избранность превращается в сюжетную затычку, рояль в кустах и прочую палочку-выручалочку, когда автор не умеет по-хорошему. Герой слабак? Ну, зато он невероятно удачлив, ведь он избранный. Герой дурак? Ну, зато у него крутая интуиция, ведь он избранный. Герой трус, предатель, мерзкий жалкий человечишко, все поступки которого вызывают отвращение и брезгливую жалость? Но он все равно окружен теми, кто его любит и уважает, ведь он избранный. На эту избранность  что угодно натягивается, не зависящее от реально прописанных во взаимодействиях черт героя.
Еще неприятнее, когда герой-то изначально обычный и даже почти хороший, но вот он стал избранным и автор начинает его корежить, ломать и крутить, показывая, как избранность из человека создает "героя". И ладно б в этом была какая-то суровая жизненная правда психологического характера, чаще это выглядит - ой, я чо, избранный? Хаха, ебать, круто, ща я тут всем наваляю. Ой, неловко как, людей поубивал, да похер - это судьба, я же избранный! - и я тут делаю фейспалм и говорю "не верю". Сколько читаю разных фентези, а всего пару раз наблюдала более-менее реалистичный процесс ломки характера, но там и результат был такой, что ему под конец желалось только побыстрее быть выпиленным не такими избранными героями.
И еще хуже, когда герой такой весь няша, отпирается от избранности, хочет только мир-дружба-жвачка, а его пинками несут к величию, попутно выкашивая толпы людей и пытаясь добиться чего-то путного от инфантильной размазни. Тогда обычно еще и очень скучно, ибо в героическом фэнтези причитания "ой, а давайте все дружить, ой, я только хотел любви и кружечку кофе" надоедают примерно к пятой-шестой главе.

Понятно, что у любого жанра свои законы. Но есть же примеры хорошего фэнтези без этой фигни. Чтобы и свобода воли, и возможность выбора, и если уж герой конченный мудак, то это не подносится под соусом "он избранный, ему можно". И без мэри-сью до кучи.

Я вот сейчас читаю одну манхву-вебку, и прямо как те мыши. Рыдаю, колюсь, и не могу бросить кактус. Герой избранный, и такой мэри-сью (хоть и мальчик), что на его фоне даже самые проходные персонажи выглядят более живыми и интересными. И вот я знаю, что это инфантильное, жестокое, сентиментальное, неумное и пиздецки магическое чмо еще много глав будет крутеть и лезть вверх, и мне хочется топать ногами. Хорошо хоть там есть еще толпа персонажей разной степени ушибленности - читать однозначно весело.
Это я http://readmanga.me/tower_of_god читаю.
Tags: манга, размышления, фэнтези
Subscribe

  • Работаю над портретом

    Второй день потихоньку. То и дело возвращаюсь к лекциям, смотрю то и сё: вроде бы, принципы все поняла, но иногда как-то не идёт, хоть тресни.…

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (no subject)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • Работаю над портретом

    Второй день потихоньку. То и дело возвращаюсь к лекциям, смотрю то и сё: вроде бы, принципы все поняла, но иногда как-то не идёт, хоть тресни.…

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (no subject)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…