Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:
вот про Ингресс почитала в вики, потом пошла у френдессы спрашивать ещё.
нет, всё-таки не могу я принять как свою мудрую мысль про то, что не надо никого просвещать и прогрессировать, а надо сесть ровно и наблюдать исторические процессы.
ошибались Стругацкие, ой как ошибалась.
это не то что не надо, это только и необходимо, а мудрые разговоры про естественные процессы и ответственность - это самоуспокоение для того, кто выбрал недеяние. это хороший выбор, ответственный, не можешь - отойди, но не порицай тех, кто может и делает.
я это, кстати, пишу с позиции туземца, который представляет себе более сильную цивилизацию, которая бы стала помогать.
тут вопрос только в том, как помогать.

мы почему по большей части дофилософствовались до невмешательства? потому что мы, человечество, на всём протяжении нашей истории никогда не были настолько благополучны, чтобы заниматься бескорыстной помощью, а не грабежом под видом окультуривания. когда фантасты и футурологи моделируют будущее, они от этой общей истории избавиться не могут. они подсознательно знают: человек в сердце своём плох. а с чего ему хорошим быть, если он ещё и благополучным быть не научился? в исполнении человека прогрессорство до сих пор выглядит как попытка младшего подростка научить трехлетку читать. с помощью подзатыльников, подкупа и шантажа, конечно, потому что слово "возрастная педагогика" отрок разве что мельком видел в интернете. и вовсе не из добрых побуждений, а чтобы свалить на него обязанность читать газеты слепому дедушке, кстати.

но отчего бы это экстраполировать на гипотетическую суперцивилизацию? даже Бэнкс в этом вопросе нечеток, то у него явное прогрессорство (агентесса Культуры останавливает войну на менее развитой планете), то невмешательство (на другой менее развитой планете процветает рабство и насилие, и главнюка-магната угандошивают только после того, как его преступления переливаются через некие количественные берега и касаются граждан Культуры). а ведь Культура - цивилизация изобилия на протяжении тысячелетий.

мне кажется, тут какая-то проблема невозможности вообразить разум, который бы принципиально владел достаточным ресурсом. это как вопрос "что ты будешь делать с тысячей долларов... миллионом... миллиардом..." - что кончится быстрее, совокупная экономика человечества или твои идеи? или вопрос "на что ты потратил бы лишние пятьдесят... сто... пятьсот лет жизни" - что быстрее кончится, твоя возможность представлять масштабы времени или твоя способность оценивать время, занимаемое разными видами деятельности? или твоё понимание того, как продолжительность жизни влияет на социум?
похоже на проблему агрессивного пришельца в фантастике. вроде, возникла идея, что Другие могут не хотеть вотпрямщас завоевать, поработить или съесть землян, но все равно то и дело возникает мысль, что просто так добра не будет.

а может, у них там хобби такое, находить унылые мрачные загаженные цивилизации и вытаскивать к свету и добру.
Tags: психология, размышления, фантастика
Subscribe

  • Хулиганка

    В очередном романе про инспектора Гамаша: "Жан Ги Бовуар смотрел на приближающегося Армана Гамаша и ощущал непреодолимую потребность защитить…

  • (no subject)

    Предыдущий флибустовский бот умер, попросила новый - дали в неназываемом, но этот как-то странно работает, и есть вероятность, что он тоже уже не…

  • Читательское

    В перерыве между всем сегодня начала читать ещё не читанный роман Луизы Пенни про Армана Гармаша - и ненадолго обрела славное чувство, точно домой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 45 comments

  • Хулиганка

    В очередном романе про инспектора Гамаша: "Жан Ги Бовуар смотрел на приближающегося Армана Гамаша и ощущал непреодолимую потребность защитить…

  • (no subject)

    Предыдущий флибустовский бот умер, попросила новый - дали в неназываемом, но этот как-то странно работает, и есть вероятность, что он тоже уже не…

  • Читательское

    В перерыве между всем сегодня начала читать ещё не читанный роман Луизы Пенни про Армана Гармаша - и ненадолго обрела славное чувство, точно домой…