Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Длиннопост про естественность движения

Регулярно на разных ресурсах и в разных группах начинаются споры насчет того, насколько естественно танговское движение, о необходимости маниакального вникания в теорию, дополнительных занятий хореографией, ОФП и прочего такого.
У меня тут есть своё мнение, но честно предупреждаю: это мнение человека без специального образования, мнение начитанной дилетантки.
Если понимать под "естественность" биофизику тела, то абсолютно все молодые танцевальные направления НЕестественны. Объясню, почему я так думаю.
Естественные движения преобладают в танце до тех пор, пока танец является народным, танцуют его обычные люди, а процесс обучения не отделен от обыденной жизни и культуры в целом. Тогда танцевальные движения естественно следуют из движений бытовых и повседневных. Во многих народных танцах характерные движения и перемещения имитируют хозяйственные или культовые действия: посев, жатву, движение вокруг священного объекта, охоту и т.п. Люди (община, толпа, соседи), конечно, сравнивают пластику и музыкальную одаренность разных танцующих, и кому-то достается пальма первенства. Но это, что называется, "бог дал". Можно, наверное, постараться, но времени, чтобы тренировать выворотность или упругость прыжка, у тебя не будет. Роль играла ОФП, которая доставалась сочетанием хорошей наследственности, хорошего питания и активного участия в каком-то из видов актуальной продуктивной деятельности.
Поэтому красота танца и талант танцора остаются в границах природности и биомеханической целесообразности.
Потом приходит академическое обучение - давайте для краткости так скажем, потому что понятно, что не сразу, но приходит.
Вот был у нас механический факт: равновесие в шагах проще удерживать, если стопа развернута наружу, увеличивая площадь опоры. Эта развернутая стопа воспринимается как красивая, потому что она целесообразна в каком-то случае. Вау, говорит классическая хореография, а мы развернем еще. И научим так ходить ВСЕХ танцующих, независимо от изначального состояния связочного аппарата.
Стопы, развернутые на 180 градусов, и порожденная этим выворотность тазобедренных неанатомичны и теряют ту самую пользу по удержанию равновесия... Зато усиливают внешний эффект и выразительность движения.
Если в целом, можно сказать так: каждый танцевальный стиль, развиваясь, делал ставку на определенную эстетику и усиливал определенный набор признаков для усиления выразительности. При этом в какой-то момент первоначальная целесообразная эргономика движения, взятая от жизни, неизбежно теряется, и появляется другая эргономика: как наиболее безопасно и экономно сделать неестественное движение.
Потому что направленное развитие любого стиля, любой эстетики неизбежно приходит к сужению вариантов движения, к заострению особенностей и в раздвиганию прежних границ в избранной части вариантов.
Как примеры, можем взять: афро-латинские танцы типа бачаты, зука и т.п., которые утрируют естественную мягкость шага и гибкость в корпусе; ирландские танцы, которые лишают подвижности корпус и доводят до неестественной резкости и силы прыжки и чечетку в ногах; народные танцы Аргентины, которые отличаются специфической постурой (с откинутым назад корпусом); афро-джазовые танцы, где естественная грация крадущегося охотника доводится до предела базовым положением с полусогнутыми ногами и отодвинутой назад попой, а весь базовый шаг построен на баунсе, мягком приплясывании-подскоке.
Танго тут тоже при делах, в общем-то.
Танго последний раз было "естественным" лет семьдесят назад. Если посмотреть старые записи, можно увидеть версию танца до создания современной системы преподавания и женской/мужской техники, а также современной концепции ведения-следования. Сразу же видно, что вместо "ведения", понимаемого нами, как обозначение намерения и создание возможности, старые милонгеро занимаются "тасканием" - то есть, физически двигают даму, прилагая существенные усилия. Почему это партнеру надо? Потому что дама, которую особо никто не обучал, почти висит на нем, ходит вязко и неактивно, в стопах никакой особой красы не наводит; диссоциация отсутствует, поэтому почти отсутствуют вращения, а столь любимые нами очо и хиро больше похожи на угловатые крестообразные шаги почти без пивота.
Так будет танцевать любая необученная женщина, которую возьмет в оборот умелый маэстро. Как шутили раньше некоторые преподы - хорошо зафиксированная дама в ведении не нуждается. Так вот, это не шутка, а устаревший стиль танца.
А потом пришли новые люди, которые стали делать новое танго. Они пришли не из байресских трущоб (ну ладно, не все, некоторые!), а из залов классической хореографии, бального танца и гимнастики. Это были люди, обладавшие телесной дисциплиной - растяжкой, равновесием, выворотностью; люди с крепкими мышцами и гибкими суставами.
Они посмотрели на "естественную красоту" танго и пришли к выводу, что с этим нужно что-то делать. И сделали: современное танго являет собой удивительный баланс природного и искусственного, и хороший преподаватель в процессе обучения всегда озвучивает моменты, когда танцорам предлагается делать что-то "ненатуральное", а потому с непривычки неудобное, а также озвучивает технику безопасности и обучает наиболее эргономичному выполнению. Чтобы добиться точки минимакса: максимум выразительности при минимуме ненатуральности.
Поэтому когда вам говорят, что "в танго всё естественно, главное понять, как" - верьте наполовину. Танго при правильной технике очень гуманно к опорно-двигательному, мышечно-связочному аппарату тела, но при этом обладает бесспорно очень богатой пластикой и большим диапазоном выразительных возможностей. Но все это НЕ является "естественным" для необученного танцора, потому что это отнюдь не природные движения, не природные сила, амплитуда, диапазон и т.п. Это взятые от природы принципы, усиленные и переработанные для достижения определенной эстетики и функциональности. Поэтому мой вывод - да, все, что развивает ОФП и умение слушать тело и управлять им - в плюс. Чем лучше вы хотите танцевать, тем больше нужно заботиться о том, чтобы ваше тело МОГЛО.

Это тот род естественности, которая для пользования ею требует немалого искусства. Собственно, мне кажется, что красота танца - это искусство, наиболее оптимально использующее естество в заданных рамках эстетики.

С вами была ваша Капитанка Очевидность, спасибо за внимание.
Tags: tangoargentino, размышления, танго, танцы, тело
Subscribe

  • Джон Харт. "Безмолвие".

    Этот неловкий момент, когда берёшь, вроде бы, детектив, а попадаешь на мистический триллер. Как я понимаю, этот роман является косвенным (не…

  • (no subject)

    С утречка пораньше (в субботу! в девять утра!) стал названивать заказчик - ой, извините, я вас что, разбудил? А вот вы не посмотрите... - Ничего я…

  • "Под маятником солнца", Джаннет Инг

    Специфический терзательно-размышлятельный фентези-роман для больших любителей британской классики, религиозной философии и прочего подобного.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments

  • Джон Харт. "Безмолвие".

    Этот неловкий момент, когда берёшь, вроде бы, детектив, а попадаешь на мистический триллер. Как я понимаю, этот роман является косвенным (не…

  • (no subject)

    С утречка пораньше (в субботу! в девять утра!) стал названивать заказчик - ой, извините, я вас что, разбудил? А вот вы не посмотрите... - Ничего я…

  • "Под маятником солнца", Джаннет Инг

    Специфический терзательно-размышлятельный фентези-роман для больших любителей британской классики, религиозной философии и прочего подобного.…