Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Элис Петерсон, "Спустя десять счастливых лет"

Elis_Peterson__Spustya_desyat_schastlivyh_letДля меня такие книги - это самое настоящее джанк-чтиво. Оно же комфорт-ридинг. Оно же "расслабить мозги".
Справедливости ради, Элис Питерсон удалось совместить легкую, почти поверхностную манеру письма с бережным размышлением на сложные темы. Вдовство, верность, скорбь, материнство, родительско-детские и сестринские отношения, дружба. Вроде бы на всё мы смотрим немножко прищурившись, немножко через кисею приличий. Авторка отнюдь не выворачивает болезненное и тяжелое наизнанку. Но нельзя сказать, что она что-то приукрашивает, её героини вполне открыто обсуждают всё, с чем сталкивает их жизнь.
Я бы сказала, это такой тип открытости, который бывает между очень воспитанными людьми: врать незачем, но можно недоговаривать; физиология - это не стыдно, зато очень медикализованно и формализованно; искреннее тепло и участие имеет строгие границы ненавязчивости, а скандал обязательно должен кончиться прояснением недоразумений, общими извинениями и точками над всеми гласными.
Може быть оттого, что это британский роман, и все его герои вполне британцы; в тексте довльно много упоминаний Остин и её героев как в ироническом, так и в краеведческо-историческом плане, а в описании быта и нравов забавно перемешана современная расхристанность и фамильярность мегаполисов - и чопорные старомодные манеры.

Роман вполне читается и феминистским глазом. И тест Бехдель проходит (героини, которых много, говорят о работе, детях, планах, страхах и проблемах; у каждой - хорошо прописанная жизнь, личность, характер и особенности речи); и мизогинии почти нет, во всяком случае, никто из условно-положительных героев не выдаёт ничего такого в прямой речи, да и авторский текст (написанный от лица главной героини) вполне уравновешенно-профеминистичный.
(Местами даже кажется, что у них там в Британии золотой век наступил, но нет - судьба отдельных персонажей наглядно показывает, что даже там работы непочатый край)
В целом хорошая оптимистичная книга, не раздражает даже медовой сладости хэппи-энд.

Единственное, что меня однозначно бесит - это обложка. Сами посудите. Большую часть книги главная героиня ходит беременная.  Попутно решает кучу проблем душевного и финансового плана, разребает отношения с родителями и друзьями, ищет себя в профессиональном плане...
И что мы видим на обложке? Мы видим исчезающе тонкую девочку с цветочками. Алё, умники! Главная героиня беременна, она вдова и у нее в жизни "всё сложно". Вот удивятся-то те, кто купится на эту легкомысленную обложку и аннотацию в стиле "они встретились десять лет спустя". И в очередной раз: женщина должна быть милой, тонкой-звонкой и романтичной. Особенно для обложки. Потому что - думает наш литагент на пару с выпускающим редактором - кто же захочет себя отождествлять с беременной вдовой, а? Кто захочет вообще про это читать, варится в их небольших и слегка позеленевших мозгах...
Плюс этот дешевенький намек на прованский дизайн уровня сувенирного магазина... на обложке книги про Британию и немножко Италию. Логика и не ночевала. Я бы еще поняла веточки вереска или тиса, но сирень... Эх.

Читать стоит, если надо развеяться и не хочется дергаться от мизогинно-патриархальных стандартов типичных "дамских романов".
Tags: жизнь, книги, феминизм, хорошее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments