Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

Фей Уэлдон, "Род-Айленд блюз"

Fej_Ueldon__RodAjlend_blyuzСразу честно покаюсь: я не меломанка, в блюзе ничего не понимаю, поэтому мне все эти построения про то, что "книга написана в блюзовой манере" и "типично блюзовое перекликание двух тем и голосов" - мне ни о чём.
Собственно, большинство рецензий и отзывов на эту книгу усиленно нажимают на тему блюза, американского характера, американского оптимизма и великой американской идеи, что ничего не потеряно, пока ты жива.
Мне всё это, мягко говоря, неблизко, и откровенно признаюсь, я этого в книге особо не заметила.
Книга, хотя действие её и происходит частью в Штатах, очень британская. Даже великолепная старуха Фелисити, чья персона держит на себе всю американскую часть романа, совершенно британка.
Не хочу писать ничего о сюжете, это стоит прочитать самой и без моего с пятое на десятое кривого пересказа, зато с удовольствием скажу, что читать будет...
Извините все, кто не любит это слово в переносном смысле.
Читать будет вкусно.
Фэй Уэлдон, насколько позволяет судить работа переводчика, является обладательницей изумительного, острого, едкого, но при этом очень аккуратного юмора. Разит им как длинной булавкой, стремительно и беспощадно, так что аж дух захватывает. Не жалеет никого - ни главных героинь, ни их возлюбленных, ни хороводящихся вокруг знакомых и родственников. Она высмеивает британскость британцев и американскость американцев, старость стариков и молодость молодых; она подкалывает скаредное или безвкусное богатство, до упаду обсмеивает лихорадочно-порочную киносреду, угорает над нафталиновым и ханжеским академическим кругом, беззлобно, но очень точно смеется над мужской жадностью и женской слабостью, над мнимым противоречием между свободой и благополучием, над страхом привязанности и страхом одиночества.
При этом она нигде не унижает своих героев.
Что меня особенно подкупило, буквально, купило с потрохами, это бережность и уважение, с которыми Уэлдон пишет об очень старых людях. Вот ты вроде бы падаешь со стула, читая, как бухтит доктор Бронстейн или пересказывает в сотый раз свою историю Клара Крофт, а через несколько страниц у тебя сердце сжимается от того, что доктора того гляди со свету сживут транквилизаторами, а старушка Крофт прячется в кресле в надежде, что её не заметит старшая медсестра (фигура сестры Доун тут, кстати, очень интересная, сразу вспоминаешь и "Над кукушкиным гнездом", и британскую классику, и "Мизери" местами).

У книги немного сладковатый по контрасту с основным объемом финал. Даже прямо почти хэппи-энд, честно говоря. Конечно, если заглянуть на год вперед, очевидно, что большинство героинь ждёт так себе будущее: Фелисити не станет моложе, несмотря на счастливую позднюю любовь; София не станет сильнее и увереннее в себе, несмотря на то, что её режиссер вроде как привык приходить к ней ночевать, наподобие блудного кота, выбравшего себе дом и благосклонно поедающего корм из мисочки; родственники их едва ли выберутся каждый из своего болота. Но тут ведь как: глядя на буквы The End на фоне романтичного заката, об этом стараешься не думать. Закон жанра, условность истории.

Читать всем, особенно если всё заколебало и хочется радости.
Tags: книги, хорошее
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Работаю над портретом

    Второй день потихоньку. То и дело возвращаюсь к лекциям, смотрю то и сё: вроде бы, принципы все поняла, но иногда как-то не идёт, хоть тресни.…

  • Беда графомана

    Иногда дико бешу сама себя. Залезла сейчас в разрозненное графоманское, начала читать какую-то ерунду - а оно, надо же, интересно, и что ж там дальше…

  • (без темы)

    Ммм, фотографы выкладывают фотки с марафона, а я? А я их уже даже не смотрю. Меня отметили на двух, и, видимо, это всё. Я не в претензии, я там с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments