Анна (dance_in_round) wrote,
Анна
dance_in_round

Categories:

"Хроники хищных городов" (Mortal Engines), 2018

"Кажется, Брексит пошел как-то не так".
Д., в качестве эпиграфа

engines Ну, никакие это не хроники, конечно, и перевод названия из разряда "ща мы напишем так, чтобы всем стало любопытно".
Вчера мы с друзьями сходили в киношку, и не зря совершенно сходили. Нам выдали всего и досыта, наваристой густой солянкой с зашкаливающей концентрацией как визуальных эффектов, так и киноцитат, и гендерных инверсий, и ярких ролевых моделей.
В общем, чтобы сильно не спойлерить (хотя сюжет настолько боянный, что спойлеры впечатления не испортят), я попытаюсь написать о впечатлениях в целом, не трогая подробностей.
Первое - про половозрастной и цветовой состав основной "играющей команды" фильма. Тут мы, в общем, можем порадоваться. Тенденция двигать вперед сильных женщин в красивых кассовых блокбастерах достойна всяческого одобрения. В данном случае явные плюсы и в том, что главная героиня обладает "неидеальной" внешностью, и в том, что кроме неё мы имеем целый ряд женщин второго плана, очень разных и харизматичных. Тут же, однако поворчу: конечно, ВСЕ активные героини молодые и стройные. Конечно, ВСЯ пятерка главных действующих лиц - белая, плюс Анна Фан, обладательница яркой восточной внешности. Пожилые, полные, черные и коричневые люди присутствуют в качестве окружения и массовки.
Конечно, лидеры противоборствующих сторон, представители власти и рядовые воинские единицы - мужчины; замечаешь это только если глаз намётан и есть привычка приглядываться. Что ж, чем богаты. Создателям фильма надо сказать спасибо уже за то, что он проходит тест Бехдель несколько раз, легко и красиво.
Следующая причина радоваться это уже не новая, но всё ещё редкая инверсия ролей. Вместо надоевшего расклада "хулиган и принцесса" у нас есть хорошенький, чистенький мальчик из музея и выживальщица. Мальчик у нас, правда, Марти-Сью, в том смысле, что уж больно шустро он втянулся в беготню и месилово, не с его комплекцией и образом жизни так гойцать и на веревочках висеть, но - законы жанра. Спасибо уже и на том, что кроме приключений тела нам показали и эмоциональную инверсию. Мальчик честно отыгрывает роль "слабого звена", время от времени получая по носу. И долго, осторожно подбирается к напарнице в зону доверия. Ну, опять же - для этого жанра долго.
Тут надо отметить пару мелочей: лав стори не будет. То есть, если кому надо длинные паузы с полными слёз глазищами, поцелуи в диафрагму и душераздирающие вопли, то упс. Глазищи будут полтора раза и не про любовь. Поцелуев не завезли, а вопли пойдут в счет благородной ярости, бессилия или боевого азарта. Но лав стори будет, их там даже несколько, просто выглядят они, ну, как в жизни. Когда у вас крыша горит, вы не будете засасываться до тапок. А у них тут крыша горит перманентно, без перерывов на поцелуи практически. Поэтому когда Анна Фан отправляет одного из своих пилотов на самый опасный участок, вы только по мимолетному взгляду догадываетесь, что вот с этим человеком её, возможно, связывают глубокие давние чувства. Но - отправляет.
Мне лично сильнее всего пронзила история Шрайка. Тоже своего рода история про поиск любви и человечности, конечно. Переигранная, вывернулая наизнанку история красавицы и чудовища, только без хэппи-энда, ведь в настоящей жизни чудовище невозможно "расколдовать", потому что злое колдовство, убийственная некромеханика составляют саму суть того, чем стало бывшее когда-то человеческим существо. Шрайк кончается, рассыпая искры из некромеханической грудной клетки, его псевдоличность распадается воспоминаниями. Такой баянный приём, а так цепляет, потому что мы все боимся исчезнуть, конечно же. И смысл нарушенного обещания Эстер, связывающего её со Шрайком, пугающе ясен: это немного романтизированная визуализация травмы. Шрайк был её диссоциадией и депрессией, чем-то, что спасло ей жизнь, но в итоге запросило слишком высокую цену за спасение. Уйти мстить Валентайну было первым шагом к освобождению; найти контакт с другими людьми, вписаться в отношения любви и дружбы было равноценно выздоровлению; Шрайк больше не нужен, он должен уйти. Он не оставит тебя просто так, но он отступит после признания, что ты не хочешь умирать, отказываться от прошлого, превращаться в машину.

Если отвлечься от историй и перейти к смыслам - ну, это киношка для подростков, конечно. Но при этом киношка для очень насмотренных подростков. Можно так просто смотреть (и тебе всё разжевали и в рот положили, про хорошо и плохо, про верность и предательство, про обстоятельства и силу характера, насилие и помощь эт цетера). А можно на каждом погонном метре пленки вопить и тыкать в экран пальцем - аааа! это же, это же!
Это же "Люк, я твой отец" и выстрелить в реактор с истребителя. Это твердыня Изенгарда, только на "нашей" стороне. Это "судный день", конечно же. Это даже библейские отсылки, для совсем наивных. Это перманентная миядзаковщина, от первых кадров с пердящими движками мелких движущихся городков, через всех персонажей и до финала. Правда, в финале я лично увидела цитату из Wonderful days, этот планер, улетающий к свободе на фоне расходящихся облаков. А летающая гавань! "Гурандо стуримо", летающие джонки и акулообразные корабли Лондона, как из "Last exile" вылетевшие. Даже не знаю, сколько ещё я пропустила, будучи профаном в кинематографе, но даже у меня весь фильм было ощущение, что я вижу собранное из мельчайших осколков стекла сверкающее поле, и каждый осколок - от другого витража, но все вместе они сливаются в целое без зазоров.

В общем, сумбурный получился отзыв, конечно, потому что я до сих пор немного выкипаю, как только что выключенный чайник.
Я ещё не написала про то, как честно герои ходят с синяками, грязью и ссадинами.
Про то, какая красивая, замасленная и побитая, старая и рабочая техника там.
Про то, как визуально показана разница между разными жителями Лондона, обитателями маленьких подвижных городков и оседлыми жителями за стеной.
Про то, как красива "Джени Ганнивер" (корадль Анны) на общих планах, и какая у неё покоцанная, честно поработавшая обшивка на крупных.
Про то, что наиболее людоедские и традиционно-патриархальные реплики подают наиболее неприятные персонажи.
Про то, как главную пыщ-пыщ машину лично собирает и настраивает старая инженерка с седым каре.

Остановите меня, пожалуйста))

UPD спасибо Диме за уточнения и дополнительную информацию, а я невнимательная, как обычно.
Tags: смотреть, фантастика, хорошее
Subscribe

  • (no subject)

    С игры я, в частности, привезла тетрадку, исписанную "историями" для сдачи Стерху. Некоторые из них - бред бредовый, а некоторые даже…

  • Читательское

    В перерыве между всем сегодня начала читать ещё не читанный роман Луизы Пенни про Армана Гармаша - и ненадолго обрела славное чувство, точно домой…

  • (no subject)

    Сейчас мой персонаж играл с двумя другими девочками (это всё про витаностру) в кости в одном странном месте. Потом я перечитала тред и поняла: Света…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

  • (no subject)

    С игры я, в частности, привезла тетрадку, исписанную "историями" для сдачи Стерху. Некоторые из них - бред бредовый, а некоторые даже…

  • Читательское

    В перерыве между всем сегодня начала читать ещё не читанный роман Луизы Пенни про Армана Гармаша - и ненадолго обрела славное чувство, точно домой…

  • (no subject)

    Сейчас мой персонаж играл с двумя другими девочками (это всё про витаностру) в кости в одном странном месте. Потом я перечитала тред и поняла: Света…